06.12.2023
«Как сформировать представления о полезных и вредных продуктах»
Полноценное правильное питание является
залогом здоровья и долгих лет жизни. Но детям неочевидно
мнение взрослых о том, какие продукты
полезны, а какие нет. Поэтому прививать культуру питания нужно с раннего возраста.
Зачем это нужно?
Современные люди все
чаще страдают от расстройств пищевого поведения. Это не только булимия и
анорексия, но и другие нарушения. Чтобы их не допустить ребенок с малых лет
должен воспитываться с правильной культурой питания.
Она включает в себя несколько важных
моментов:
Пища должна быть полезной и вкусной.
Есть нужно столько,
сколько человек может съесть.
Любые ограничения должны быть обоснованными.
Второй пункт может
вызвать удивление. На самом деле все просто — есть важно до чувства насыщения,
а не до сильной боли. Тогда и будут небольшие порции. Важно сделать так, чтобы
у ребенка была потребность питаться правильно. Если он будет брать овощи из-за
боязни наказания, то это приведет только к отвращению.
Некоторые приемы
Прежде чем объяснять малышу о правильном
и вредном питании нужно изучить с ним тему «Продукты». В нее входят разбор понятий мясные,
молочные, хлебобулочные продукты, фрукты,
овощи. Параллельно с ребенком разбирают рецепты блюд и из чего их готовят.
После того как была сформирована система первых
представлений можно переходить к усвоению представлений о вредных и полезных продуктах. Обучение
проводится в игровой форме.
Например, ребенку показывают картинки
крупных травоядных животных и расспрашивают малыша о том, чем они питаются.
Когда дошкольник узнает, что в основе лежит трава, фрукты и овощи, то он сделает вывод: такая еда позволяет стать сильным
и большим. В следующий раз ему показывают картинки крупных хищников — тигра,
льва, пумы и других. Малышу рассказывают, что они едят — мясо. Это позволяет
сделать вывод, что мясные продукты тоже полезны.
Следующий этап — разбор вредной еды.
Например, алкоголь и наркотики всегда приводят к негативным последствиям. Это
нужно показать на хорошем иллюстративном материале.
Сложнее объяснить опасность сладкой
газировки, фаст-фуда и прочего джанка. Дети восприимчивы к усилителям вкуса,
обилию сахара и быстро подсаживаются на такую еду. Можно попробовать достичь
компромисса и обговорить допустимость количества вредных продуктов.
Нельзя использовать
только запреты, так как детям неочевидны их причины. Все должно иметь логичное
обоснование. Например, обилие сахара приводит к излишнему весу и диабету, а
недостаток витаминов вызывает проблемы со здоровьем. Можно вспомнить истории
моряков, которые мучались от цинги.
Самое важное — родители всегда будут образцом для детей. Поэтому
если папа пьет пиво, а мама ест только гамбургеры, то, что ждать от ребенка?
Малыши во многом являются имитаторами. Поэтому они могут перенять культуру
питания от взрослых людей, особенно если это мама и папа. В таком случае
процесс обучения будет проще.